Опыт реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности Республики Саха (Якутия) признан положительным среди субъектов Российской Федерации

Опыт реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности Республики Саха (Якутия) признан положительным среди субъектов Российской Федерации

7 февраля 2020 г. директор ГАУ РС (Я) «Центр развития ЖКХ и повышения энергоэффективности» Сивцева Наталья Платоновна приняла участие в заседании рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Энергетика».
На заседании под председательством руководителя рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Энергетика» Губернатора Кемеровской области – Кузбасса Цивилева С.Е.
обсуждались актуальные вопросы развития энергетики России, снижения энергоемкости ВВП, о стимулировании мер в области энергоэффективности и энергосбережения в регионах Российской Федерации.
В заседании приняли участие представители Минэкономразвития, Минстрой, Минэнерго, профильный комитет Госдумы, Россети и др.

После декабрьского государственного доклада с констатацией провала госполитики энергоэффективности, Минэкономразвития представило свои предложения по ее перезапуску: «Задача энергосбережения и повышения энергоэффективности во всем мире относится к числу важнейших и находится в центре внимания правительств. По показателям энергоемкости ВВП России, к сожалению, отстает от многих развитых и даже развивающихся стран. Согласно данным Минэкономразвития, к 2018 году энергоемкость российского ВВП снизилась лишь на 12% (за прошедшие 10 лет снизилась всего на 9%, в последние 4 года энергоемкость не снижается). Более того, в соответствии с разработанным Минэкономразвития прогнозом перспективного снижения энергоемкости ВВП, РФ может достичь среднемирового уровня энергоемкости ВВП 2018 года не ранее 2035 года и только при том условии, что экономика России будет полностью базироваться на наилучших имеющихся в мире технологиях.
Были затронута также тема синхронизации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и государственной климатической и экологической политики.
С 2014 года одновременно с увеличением топливной эффективности производства энергии тепловыми электростанциями выбросы парниковых газов в атмосферу снизились на 6,48% (среднее снижение – 1,1% в год), снижение загрязняющих веществ в атмосферу за указанный период составило 19,6%.

Приходится признать, что в настоящее время в России теме энергосбережения и повышения энергоэффективности уделяется недостаточное внимание, ее целевое финансирование прекратилось, единое управление и координация деятельности государственных и негосударственных организаций в данной сфере не осуществляется.

Наталья Платоновна Сивцева представила Республику Саха (Якутия) от имени органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Она выступила с докладом «Об опыте реализации энергосервисных контрактов в Республике Саха (Якутия)».
Необходимо отметить, что в Государственном докладе о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в РФ за 2019 г., подготовленном Минэкономразвития РФ, отмечено лидирующее положение Республика Саха (Якутия) среди всех субъектов Федерации по суммарной стоимости энергосервисных контрактов.
В своем докладе Сивцева Н.П. ознакомила присутствующих с текущим состоянием реализации энергосервисных контрактов в республике, с приведением подробного их анализа по направлениям деятельности, количеству, по составу проведенных энергосберегающих мероприятий, объемам инвестиций, полученной экономии. Также в докладе был представлен положительный опыт реализации комплексных энергосервисных контрактов по принципу «потребитель-сети-генерация», рассказаны проекты и дальнейшие планы Центра.

По итогам заседания рабочей группы Государственного совета Российской Федерации опыт реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Тюменской области, Нижегородской области признан положительным и рекомендован субъектам Российской Федерации.
В ходе заседания были предложены следующие шаги к выполнению поставленных задач:
— скорректировать программу ДПМ2 в сторону парогазовых технологий (минус 1 трлн руб. в 2027–2035, плюс 220 млрд руб. в год прямых и косвенных эффектов);
— модернизация ЖКХ через субсидирование энергоэффективного капремонта многоквартирных домов и мероприятий в бюджетном секторе (минус 65 млрд руб. в год на 10 лет, плюс порядка 20 млрд руб. в год прямых и косвенных эффектов плюс обновление основных фондов).
Решают регионы, но предлагается субсидировать часть расходов на утепление контура зданий, установку АИТП и общедомовых приборов учета, установку светодиодов в местах общего пользования и в бюджетных учреждениях.
— активизировать энергосервис: сократить размер обеспечения с текущих 5–30% до 1–5%, срок обеспечения — до первого подтверждения экономии (по расчетам это должно увеличить объем энергосервисных контрактов на 2 млрд. руб. в год).
Участники рабочей группы предложили также:
— восстановить софинансирование региональных программ энергосбережения:
— подпрограмму «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» поднять до уровня национального или федерального проекта;
— создать федеральный центр компетенций в сфере энергосбережения.