Якутская природоохранная прокуратура разъясняет законодательство в сфере обращения с отходами производства и потребления

Надзор за соблюдением законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления остается приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры. В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, правовое регулирование по обращению с отходами производства и потребления регулируются законодательством Российской Федерации.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс – чрезвычайно опасные отходы; II класс – 2 высокоопасные отходы; III класс – умеренно опасные отходы; IV класс – малоопасные отходы; V класс – практически неопасные отходы.

В силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 № 536 утверждены критерия отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее – Критерии) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы. К радиоактивным, биологическим и медицинским отходам указанные критерии не применяются.

На основании части второй ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что все юридические лица и предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства), обязаны разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и установить эти нормативы и лимиты, а также составить и утвердить паспорта на отходы IV класса опасности.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I – IV классов опасности» составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО).

Паспорт отходов, не включенных в ФККО, подлежит переоформлению на паспорт отходов, включенных в ФККО, в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО, о чем индивидуальный предприниматель или юридическое лицо уведомляется Росприроднадзором в письменной форме в течение 10 календарных дней.

Паспорт отходов, включенных в ФККО, подлежит переоформлению в следующих случаях:

– реорганизация юридического лица, изменение наименования юридического лица, адреса места его нахождения;

– изменение места жительства, фамилии, имени и отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность,

– для индивидуальных предпринимателей.

Паспорта отходов, включенных в ФККО, действуют бессрочно. Внесение изменений в паспорта отходов не допускается.

Следует отметить, что законом не закреплено оформление паспортизации на отходы V класса, следовательно, получение лицензии на соответствующий вид деятельности не требуется. 3 Преобладающее большинство веществ пятого класса опасности – бытовые. Это неопасные вещества, которые в большинстве случаем можно утилизировать на свалках. К ним относятся: опилки, скорлупа яиц, зола, керамика, бумага и продукция из нее, упаковка из дерева, бой кирпича, отработанные части пленки, мусор, который образуется в процессе уборки помещений, кухонные пищевые отходы и т.д.

В случаях, если у юридических лиц, в деятельности которых, помимо отходов производства образуются твердые коммунальные отходы (далее – ТКО), обязаны заключить договор с региональным оператором. Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональный оператор по обращению с ТКО – осуществляет сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Отказать от заключения договора с региональным оператором имеют право только юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ, пунктами 3, 4 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. приказом Минприроды Российской Федерации от 08.12.2020 № 1028, юридические лица обязаны вести в установленном порядке учет всех видов образовавшихся и размещенных отходов I – V классов опасности, а также при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Для осуществления работы сфере работы по сбору, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I – IV классов опасности вправе получить юридические лица и индивидуальные предприниматели. В п. 3 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также к лицензиату. Среди них в зависимости от конкретного вида заявленных работ:

– наличие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

– наличие оборудования и специализированных установок, необходимых для выполнения заявленных работ;

– наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

– наличие у лицензиата и его работников профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с 4 отходами I – IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I – IV классов опасности.

В случаях нарушения вышеперечисленных требований законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность по статьям 8.2. и 14.1. КоАП РФ.

Якутская природоохранная прокуратура разъясняет законодательство в сфере обращения с отходами производства и потребления
Пролистать наверх