Прокуратура Республики разъясняет о моратории на проверки экологического и природоохранного законодательства в 2023 году

Якутская природоохранная прокуратура разъясняет, что ранее практика введения моратория на плановые проверки уже реализовывалась. Так, в 2022 году постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336) был введен мораторий на проведение плановых проверок, планируемых с 10.03.2022 до конца декабря 2022 г.

Многие проверки, в связи с указанными ограничениями, были отменены или заменены на профилактические визиты, являющиеся одним из видов необязательных профилактических мероприятий. Данные меры также способствовали снижению количества внеплановых проверок.

Постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336. Изменения введены в части установления особенностей формирования планов проверок на 2023 год согласно положениям ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

В соответствии с п. 11.3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 в 2023 году будут проводиться плановые проверки только в отношении объектов, отнесенных:

  • к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
  • к опасным производственным объектам II класса опасности;
  • к гидротехническим сооружениям II класса.

Иными словами, в отношении предприятий, эксплуатирующих другие объекты, плановые проверки в 2023 году проводиться не будут.

Такие предприятия не должны включаться в планы проверок на следующий год. В противном случае хозяйствующие субъекты вправе обжаловать проведение таких проверок, так как проведение плановой проверки, не указанной в плане, является грубым нарушением со стороны надзорных органов и является основанием для обжалования ее результатов (ч. 2 ст. 91 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Кроме того, за хозяйствующим субъектом закреплено право направить в надзорный орган просьбу о проведении профилактического визита до наступления момента начала проверки (не позднее чем за 2 месяца). Такая возможность позволит предприятию выявить нарушения требований природоохранного законодательства (в случае их наличия) при осуществлении своей деятельности, подготовиться к предстоящей проверке либо полностью избежать ее проведения в случае полного отсутствия нарушений. Тем самым, согласно изменениям, предложение о проведении профилактического визита может быть направлено не только надзорным органом, как ранее, но и самим хозяйствующим субъектом.

При этом необходимо учитывать и иные положения постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, применяемые при режиме моратория.

Так, предписание об устранении выявленных нарушений может быть выдано только в случае, если в ходе проверки были выявлены факты нарушений, влекущих (п. 7 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336):

  • непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью;
  • возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • ущерб обороне страны и безопасности государства.

Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.

Хозяйствующим субъектам, которым по результатам проведенных проверок были выданы предписания об исправлении выявленных нарушений, предоставлена отсрочка выполнения этих требований на 90 календарных дней со дня истечения срока их исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Привлечение к административной ответственности будет возможно, только если нарушение было выявлено в рамках контроля (п. 9 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).

Таким образом, хозяйствующим субъектам крайне важно учитывать особенности проведения проверок как до конца 2022 года, так и в предстоящем 2023 году.

В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) окружающей среде, здоровью граждан или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 9 ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Данный факт является основанием для проведения внеплановой проверки в случае ее согласования прокуратурой. Указанные действия не будут противоречить положениям постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.

Пролистать наверх

Презентации

Открытое заседание комитета РАЦЭС

Особенности оптимизации расходов ресурсоснабжающих организаций при тарифном регулировании

Презентация Щеглова С.В. — генерального директора ОАО «Агентство энергетических экспертиз»

Механизм реализации энергосберегающих проектов на территории Республики Коми за счёт внебюджетных средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов)

Презентация Приезжевой Н.А. — заместителя начальника отдела энергосбережения и мониторинга в сфере регулирования цен (тарифов) Комитета Республики Коми по тарифам

Технологии НОЦ «Север» для внедрения в системе ЖКХ

Презентация Колганова Е.С. — директора АНО «Центр управления проектами НОЦ "Север"»

Практика реализации энергосервисных контрактов в сфере ЖКХ на территории Российской Федерации

Презентация Севастьянова П.А. — коммерческого директора ООО «ЭкоТехИнвест»

Пленарное заседание

ТЭРмостат: как использовать рейтинговую оценку для развития государственной политики региона в области энергоэффективности

Презентация Осокина Н.А. — генерального директора ООО «Объединенные медиа Верхневолжья»

Развитие инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Презентация Туликова А.В. — генерального директора Ассоциации «РАЭСКО»

Продукты и инструменты ВЭБ.РФ

Презентация Сумарокова А.М. — директора блока городских решений и развития моногородов ВЭБ.РФ

Круглый стол

Поселок Усть-Нера в процессе модернизации

Презентация Максимова И.Е. — главы поселка Усть-Нера Оймяконского района

Энергоэффективность как необходимая перспектива развития ЖКХ и энергетики в условиях Российской Федерации

Презентация Трофимова М.М. — генерального директора АО «Теплоэнергосервис»

Комплексный подход к заключению энергосервисных контрактов в бюджетной сфере

Презентация Буланина А.В. — председателя Комитета по информационным системам в энергосбережении Ассоциации центров энергосбережения «РАЦЭС»

Практика развития энергосервисных контрактов в Республике Коми

Презентация Дингеса М.В.— и.о. директора ГБУ РК «Коми республиканский центр энергосбережения»

Энергосервис в жилищном фонде за Полярным кругом. Поселок Депутатский, Республика Саха (Якутия)

Презентация Попова С.С. — генерального директора АО «Центр энергоресурсосбережения и новых технологий РС(Я)»