Опыт внесения изменений в правовую базу энергосервиса Якутии рассмотрели на Всероссийском совещании.

Опыт внесения изменений в правовую базу энергосервиса Якутии рассмотрели на Всероссийском совещании.

Директор Центра развития ЖКХ Наталья Сивцева приняла участие в работе  круглого стола Всероссийского совещания региональных центров энергосбережения в г.Санкт-Петербурге с выступлением на тему «Формирование региональной правовой базы внедрения энергосервиса в многоквартирных домах  Республики Саха (Якутия)».

Данный вопрос вызвал большой интерес и внимание участников совещания, как первый опыт, который может выступить мотиватором для регионов,  чтобы региональные власти смогли продвинуться в решении подобных вопросов, требующих нормативного регулирования на местном уровне.

 

Наталья Платоновна подчеркнула, что в республике уделяется большое внимание данной теме, но одним из сдерживающих факторов привлечения инвесторов в сферу энергосервиса являлась несовершенная нормативная база, связанная с такой особенностью республики как формирование льготных тарифов на коммунальные услуги для населения, что не отвечало интересам инвесторов, у которых не было гарантии возврата вложенных средств. Для появления правовых оснований такой гарантии требовалось включить в закон об энергосбережении раздел про энергосервис в жилищном фонде,  связанный с возмещением доли экономии из суммы межтарифной разницы, в случае проведения энергосберегающих мероприятий и достижения положительных результатов.

 

Работа по подготовке аналогичного документа шла до этого несколько лет, очень много времени потратили на внутренние разногласия между ведомствами, но в 2019 году было принято решение не дожидаясь федеральных норм разработать региональный пакет документов. В ноябре 2019 году был создан проектный офис, включающий представителей всех заинтересованных ведомств, благодаря работе которого через год, в декабре 2020 были внесены изменения в действующий закон, в частности  включена статья об утверждении  положения по заключению энергосервисного договора и  положения о возмещении недополученных доходов за счет средств государственного бюджета. Далее утвердили порядок предоставления субсидий энергосервисным компаниям и в  настоящее время объявлена компания по предоставлению субсидий.  Дальше нам необходимо рассмотреть дорожные карты энергосервисных компаний и  разработать методические рекомендации для заказчиков рассказала о ходе работы над изменением региональной правовой базы директор Центра.

 

Также директор Центра обозначила моменты, которые способствовали достижению положительных результатов в работе по внесению изменений в закон:

– заинтересованность руководства региона;

– рост расходов, тарифов, межтарифной разницы;

– вовлечение всех заинтересованных участников в проектный офис.

 

Далее Наталья Платоновна остановилась на проблемах, которые требуется учесть на разных стадиях для достижения результата:

 

  1. На стадии разработки разногласия с Министерством финансов. Длительное согласование по гармонизации формулировок. В настоящее время бюджетное законодательство не полностью учитывает все особенности, которые мы имеем в энергосервисе.

 

  1. На стадии реализации следует учесть опасения потенциальных местных инвесторов, также вовлечение собственников, управляющих организаций и ТСЖ, которые должны стать потенциальными заказчиками. Необходимо проведение масштабной разъяснительной работы.

 

Директор Центра также указала на  риски, которые  могут возникнуть при внедрении проекта.

  1. Несоответствие требованиям постановления Российской Федерации №1492,  которое устанавливает общие требования к разработке порядков субсидирования. В нашем порядке есть требование о предоставлении полного пакета документов для ежемесячного перечисления субсидии, среди которых есть требование об отсутствии  задолженности по налогам, когда малейшее расхождение в ежемесячных сведениях может вызвать риски по всей сумме полученной субсидии.

 

  1. Одновременное ограничение не получения из бюджетов разных уровней субсидий на одни те же цели. Если инвестор повторно в следующем году придет на другие дома, то это может истолковываться ревизорами не в пользу энергосервисной компании.

 

  1. Плановую экономию, которую мы обозначаем как максимально возможное значение, могут расценивать как недостижение результата по экономии, в то время как мы говорим, что любая экономия фактически достигнутая и которая будет больше нуля оценивается как достигнутый результат. Риски возможны при различиях в толковании формулировок.
  2. Применение возможных штрафных санкций именно к трактовке формулировок, которые сегодня требует постановление №1492. Мы предлагаем  разработать иные правила для субсидий с длительными сроками реализации или внести изменения в данное постановление.

 

Также она озвучила пожелания, которые бы способствовали эффективному внедрению данного механизма:

  1. Открытость энергосервисных компаний, сегодня коммерческая тайна не позволяет компаниям раскрывать информацию в полной мере. Центр развития ЖКХ как верификатор заинтересован в открытости и прозрачности информации.

 

  1. Разработка на федеральном уровне Единой методики по проведению энергообследования.

 

  1. Формирование на федеральном уровне единой базы сертифицированного энергоэффективного оборудования для  заказчиков.

 

 

В конце своего выступления Наталья Платоновна высказала  свои пожелания по вопросам, которые следует озвучивать коллегам из регионов, что бы прийти к единому результату

  1. Активизация оснащения приборами учета.
  2. Диспетчеризация, которая не имеет в настоящее время обязательных норм в законодательстве.
  3. Вопрос создания либо объединенного платежного документа, либо единого платежного документа и расчётных центров, деятельность которых понадобится, когда энергосервис приобретёт массовый характер.

 

Так как данная процедура будет задействована в республике впервые и  внедрение энергосервиса в жилфонде связано с межтарифной разницей, предстоит решение многих взаимосвязанных вопросов, но надеемся,  что тот механизм, который найден будет эффективным и для развития энергосервисных компаний и для улучшения условий проживания населения.

 

Представители от Республики приняли участие во всех мероприятиях Всероссийского совещания. В формате стратегической сессии прошло мероприятие на тему «Какой он – центр энергосбережения будущего?», на котором все регионы выработали свое видение, единодушие продемонстрировали в части наделения полномочиями и повышением статуса действующих региональных центров. К слову не во всех субъектах действует такой институт, который стал весьма востребованным в нынешних реалиях.

На круглом столе, посвященном вопросам ГИС «Энергоэффективность» в новом виде и роли региональных информационных систем также многие регионы хотели бы иметь собственную разработку, однако федеральная система в скором времени будет запущена в работу и тогда не только пилотные, но и все регионы смогут оценить обновленные возможности очень нужной и ожидаемой системы.

Теме новых подходов в рейтинговании субъектов РФ по энергоэффективности было уделено пристальное внимание собравшихся. Коллеги из Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при Правительстве РФ анонсировали уточненные индикаторы с раскрытием расчета 22 показателей, по которым будут оценивать работу регионов уже по итогам 2021 года. Предстоит серьезное владение ситуацией на местах для демонстрации высоких показателей.

В целом, впечатления от проведенного Санкт-Петербургским центром энергосбережения IV всероссийского совещания региональных центров энергосбережения весьма положительные и вдохновляют на дальнейшую совместную работу.