Наиболее актуальные и часто задаваемые вопросы по энергосбережению

Энергосбережение — реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов Энергосбережение — важная задача по сохранению природных ресурсов.

Энергоэффективность — эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов и воды — использование меньшего количества энергии для обеспечения установленного уровня потребления энергии в зданиях либо при технологических процессах на производстве. В отличие от энергосбережения, главным образом направленного на уменьшение энергопотребления, мероприятия по энергоэффективности направлены на достижение полезного (эффективного) расходование энергии.

Реализация мероприятий как по энергосбережению и энергоэффективности регулируется действующим федеральным законодательством – Федеральный закон от 23.11. 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», региональным Законом Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 г. № 1162-З № 1223-IV (ред. от 21.11.2018) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Республике Саха (Якутия)», а также рядом подзаконных как федеральных так и региональных нормативных правовых актов.

В настоящее время наиболее насущным является бытовое энергосбережение (энергосбережение в быту), а также энергосбережение в сфере ЖКХ, где объективно отмечаем пока что низкий уровень реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обусловленных сдерживанием роста тарифов для населения на отдельные виды ресурсов (электроэнергия, газ), отсутствием средств у предприятий ЖКХ на реализацию энергосберегающих программ, низкой долей расчетов по индивидуальным приборам учета и применение нормативов, а также отсутствие массовой бытовой культуры энергосбережения.

Реализация этих задач являются одними из приоритетных и Министерством жилищно –коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) будут усилены меры и активизирована деятельность по вышеуказанным направлениям.

Экономить на отоплении поможет оборудование для автоматического регулирования расхода температуры и давления в системе отопления или так называемый терморегулятор . Установка такого оборудования позволяет снизить затраты на теплоснабжение до 50%.

Для начала необходимо разобраться, что включает в себя плата за услугу по теплоснабжению?

Она складывается из двух составляющих: тарифа и объема ресурса.

Тариф – величина постоянная. В республике для каждой теплоснабжающей организации (а их у нас порядка 82) тариф утверждается Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия).

А вот объем теплоносителя, поступающего в дом (в случае, если он оснащен коллективным прибором учета), можно регулировать. И вот здесь как раз и поможет установка терморегулятора.

Такой прибор, с одной стороны, обеспечивает комфортные температурные условия внутри дома: если на улице тепло, он снизить подачу ресурса, холодно – увеличит. С другой – позволяет уменьшить платежи за услугу по теплоснабжению. Как показывает практика: экономия составляет от 30 до 50%.

Решение об установке терморегулятора принимается на общем собрании собственников простым большинством. Если в многоквартирном доме  ранее был установлен такой прибор, то заменить его можно в рамках капитального ремонта системы отопления многоквартирного дома за счет взносов на капремонт. Кстати, до 80% расходов на этот вид работ можно компенсировать за счет господдержки, которую предоставляет государственная корпорация – Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства.

Если регулирования в системе отопления дома никогда не было и требуется установка прибора, то средства фонда капремонта использовать на выполнение этих работ нельзя. Решение об источнике финансирования принимают собственники помещений на общем собрании.

Но здесь нужно отметить, что просто установки терморегулятора недостаточно. Для корректной работы оборудования необходимо ежегодно перед началом отопительного сезона проводить опрессовку системы отопления, ликвидировать засоры, отложения, воздух, незаконные врезки и утечки и следить за состоянием прибора и т.д. За это несет ответственность организация, управляющая домом (УК, ТСЖ/ЖСК и др.).

Создание и поддержание благоприятного температурного режима в любое время года -важный критерий комфортного пребывания человека в жилом помещении.

Нормативная температура воздуха при работе системы отопления в жилых помещениях регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 а также действующим национальным стандартом «ГОСТ Р 51617-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования.»

Так согласно требований, установленных данными Правил, услуга по отоплению должна предоставляется  круглосуточно в течение отопительного периода, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям , установленным в Приложении 1 данных Правил, такие как:

  • Температура воздуха в жилых помещениях не должна быть ниже +18°C (в угловых комнатах +20°C, в ванной комнате — не ниже плюс +25°C.)
  • Верхний предел температуры для жилых комнат составляет плюс 24 градуса.
  • Допустимое превышение нормативной температуры не более 4°C.
  • Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3°C.
  • Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время суток  (от 5.00 до 0.00) не допускается.

Перерыв отопления допускается:

  • продолжительностью не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
  • не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°C до нормативной температуры;
  • не более 8 часов  единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°C до +12°C;
  • не более 4 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°C до +10°C.

При нарушении указанных требований в соответствии с Приложением 2 указанных Правил № 354 предусмотрено уменьшение размера платы.

Потребитель вправе предъявить требования исполнителю, установленные ст.  ст. 15, 29  Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», в том числе,   о возмещении убытков (причиненных некачественно оказанной коммунальной  услугой по отоплению), компенсации морального вреда.  В случае неудовлетворения исполнителем законных требований потребителя,  защита нарушенных прав осуществляется в суде, в соответствии со ст.11 Гражданского кодекса РФ и ст.11 Жилищного кодекса РФ.

Расчет происходит равномерно на весь год, потому что у нас самое высокое потребление тепла, в зимние месяцы расчет за потребление тепла составляет достаточно большую сумму (примерно 8-15 тысяч рублей в зависимости от площади жилья) практически неподъёмную для большинства жителей. При таких условиях у собственников жилья возникнут огромные задолженности, для многих такая сумма составляет весь совокупный семейный доход. Поэтому годами отработанная система оплаты оправдывает себя в полной мере.

Что касается тарифов, то они определяются в республике уполномоченным органом в лице Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), никто не вправе устанавливать их самостоятельно.

Ну а так, перерасчеты должны делаться за счет тех, кто является виновником задержки подачи тепла. Бывали случаи, когда поставщик тепла ссылался на то, что не даст справок о готовности домов, пока не будет произведена полная оплата, а у самих в трассах сухо, еще и не думали в трассу воду подавать. УК обычно делают перерасчеты, «Энергосбыт» тоже, с остальными поставщиками сложнее.

Чтобы точнее отслеживать потребление тепла домами, необходимо заниматься установкой приборов учета тепловой энергии. Без учета мы варьируем виртуальными цифрами, и очень трудно доказать поставщикам недопоставку.

Как показывает практика, некоторые дома, которые плохо утеплены, идут с большим перерасходом. В этом вина УК, но если тепло идет по нормативам, то бороться с недопоставками трудно.

При ненадлежащем или недостаточном предоставлении услуг должен проводиться перерасчет, это определено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, согласно которого  граждане должны быть обеспечены подачей тепла в помещении до температуры +18 градусов. И за каждый час отклонения ежемесячная плата снижается на 0.15% размера оплаты.

Следить за состоянием счетчиков, своевременно проводить его поверку, ремонт и замену – обязанность собственников жилья. При несоблюдении этих требований счетчик считается не работоспособным, а плата за коммунальные услуги начисляется сначала по показаниям среднемесячного потребления ресурса, а после – по нормативу.

Периодичность проведения поверки устанавливается заводом изготовителем и указывается в техническом паспорте прибора учета. Если такой документ не сохранился, можно запросить данные по счетчику (даты изготовления, ввода в эксплуатацию и предыдущей поверки) в управляющей компании или ресурсоснабжающей организации. Эта информация также доступна в личном кабинете потребителя в государственной информационной системе ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru).

Срок поверки счетчиков для каждого ресурса разный.

Так для приборов учета холодного и горячего водоснабжения срок поверки наступает как правило через 6 лет.

Прибор учета электроэнергии подлежит поверке 1 раз в 16 лет.

Межповерочный интервал тепловых счетчиков варьируется от 4 до 6 лет,  а газовых счетчиков от 5 до 12 лет, в зависимости от модели.

Ввод приборов учета в эксплуатацию и опломбирование после поверки осуществляет исполнитель коммунальной услуги (это может быть управляющая компания или ресурсоснабжающая организация) бесплатно. Исключение – газовый счетчик – бесплатно только первичное опломбирование.

Управляющим компаний, товариществам собственников жилья и ресурсоснабжающим организациям дано право проверять состояние приборов учета 1 раз в квартал. А если показания счетчика не передаются в течение полугода подряд, проведение проверки для исполнителя коммунальных услуг становится обязанностью.

Для справки: В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в следующих случаях:

  • не отображаются результаты измерений;
  • нарушены контрольные пломбы и (или) знаки поверки;
  • механическое повреждение;
  • превышение допустимой погрешности показаний;
  • истечение межповерочного интервала.

В случае выявления факта механического повреждения прибора в ходе проверки, потребителю придется оплатить коммунальные услуги в десятикратном размере. Перерасчет будет произведен по нормативу за период, начиная с даты проведения предыдущей проверки до даты ее устранения (но не более чем за 3 расчетных периода).

Почти в каждой квартире установлены индивидуальные приборы учёта коммунальных ресурсов – счетчики воды. Это помогает экономить на оплате ЖКУ.

При замене счётчика горячей воды главное – не перепутать счётчик горячей и холодной воды.

Определить их просто:

  • счётчик холодной воды отмечен поясом синего цвета;
  • счётчик горячей воды – красного.

Синий счётчик, установленный на трубу с горячей водой, не допустят к эксплуатации.

При покупке счётчика нужно проверить комплектность набора. В него должны входить сетчатый фильтр, два присоединителя и ниппели к ним, гайки, прокладки, а также обратный клапан.

Важно, чтобы паспорт на счётчик был отпечатан типографским способом и серийный номер счётчика, указанный в нём, совпадал с номером, обозначенном на приборе.

Счётчики горячей воды чаще всего комплектуются запорными кранами, на котором расположено ушко под опломбировку. Впрочем, если вы боитесь что-то упустить и купить не подходящий прибор, лучше заказать прибор у того, кто будет его устанавливать.

В случаях поломки счетчиков согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 рекомендуется учесть следующее:

  • собственник помещения, в котором установлен счётчик, обязан сообщить о его неисправности в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя коммунальных услугу или в другую службу, которую указал исполнитель коммунальных услуг в документах на счётчик.
  • при обращении в диспетчерскую службу, необходимо сообщить показания прибора учёта на тот момент, когда он вышел из строя.
  • неисправность должна быть устранена в течение 30 дней со дня обнаружения поломки;
  • при ремонте счётчика исполнитель коммунальной услуги обязан предупредить собственника квартиры за 2 дня до того, как сотрудники компании придут переустанавливать счётчик;
  • после переустановки представитель управляющей организации или ресурсоснабжающей компании (в зависимости от того, кто является исполнителем услуг), должен провести поверку и опломбировать счётчик;
  • если неисправность счётчика была выявлена во время очередной поверки прибора, то плата энергоресурсы будет начисляться собственнику квартиры по нормативу, вплоть до момента замены неисправного счётчика.

Для минимизации расходов по оплате электроэнергии могут быть полезны следующие простые советы:

  • замена ламп накаливания на энергосберегающие. Срок их службы в 5 раз больше, потребление электроэнергии в 5 раз ниже. Конечно такие энергосберегающие лампочки стоят на порядок дороже обычных ламп, но за время эксплуатации окупают себя в 8-10 раз;
  • установка приборов многотарифного учета. В ночные часы тариф на электричество в несколько раз ниже дневного. Поэтому такое оборудование реально позволит сэкономить немалые средства, допустим, если на стиральной машине стоит таймер отложенного запуска или при работе холодильника, который включен у всех практически круглые сутки, и даже не один;
  • установка светорегуляторов (диммеров), что позволяет самим выбирать интенсивность освещения помещения, и к тому же обеспечивает возможность сократить на 30% расходы на электроэнергию;
  • при покупке или приобретении делать выбор в отношении бытовой техники, оборудования класса энергоэффективности не ниже «А»,, а лучше «А+» или «А++». Дополнительный расход энергии на бытовые устройства устаревших конструкций составляет примерно 50%;
  • периодическая проверка целостности проводки. Очень часто имеется факт того, что проводка менялась очень давно, и ее целостность оставляет желать лучшего. А между тем, плохие контакты – это не только источник опасности короткого замыкания, но и канал энергопотерь;
  • отключение устройств длительное время находящихся в режиме ожидания. Например телевизоры, музыкальные центры., микроволновые печи и другая техника потребляют в режиме ожидания энергию от 3 до 10 Вт. За год 4 таких прибора, а также оставленные в розетках зарядные устройства дадут дополнительный расход энергии 300-400 кВт/ч;
  • оборудование мест низкой проходимости приборами автоматического управления освещением. Выключатели с датчиком движения, реле времени, датчики присутствия позволяют сократить почти в 2 раза потребление электроэнергии в местах общего пользования.

и т.д.

Здесь хотелось бы остановиться на нескольких ситуациях, когда потребители могут обратиться к исполнителю коммунальных услуг по поводу перерасчета:

  • если выясниться, что показания расходятся с теми, которые потребитель представил для расчета коммунальных услуг;
  • если обнаружено, что нарушен порядок подключения внутридомового оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам;
  • если обнаружено несанкционированное вмешательство в работу прибора, находящегося у потребителя, вызвавшее искажение показаний;
  • если потребитель, проживающий в жилом помещении, которое не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, временно отлучается на срок больше 5-и календарных дней;
  • если в расчетном периоде потребитель получал коммунальные услуги ненадлежащего качества или услуги оказывались с перерывам, которые превышали допустимую продолжительность о чем составлен соответствующий акт;
  • если потребитель неоднократно (2 или более раза) не допускал исполнителя услуги или уполномоченное им лицо в свое жилое помещение для проверки приборов учета

Вкратце приведу несколько основных требований установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 по видам коммунальных услуг:

Вид КУ Требования к качеству
Холодное водоснабжение
  •  услуга должна быть доступна круглосуточно в течение всего года;
  • общая продолжительность перерывов в течение месяца не должна превышать 8 часов;
  • единовременное отключение – не должно превышать  4 часа подряд;
Горячее водоснабжение
  • услуга должна быть доступна круглосуточно в течение всего года;
  • общая продолжительность перерывов в течение месяца не должна превышать 8 часов;
  • единовременное отключение – не должно превышать 4 часа подряд. Если авария произошла на тупиковой магистрали, перерыв может составлять до 24 часов;
  • температура горячей воды для конечного потребителя должна со допустимое отклонение температуры горячей воды в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) – не более чем на 5 °C, в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) – не более чем на 3°C. составлять от 60°C до 75°C.
  • допустим перерыв в подаче коммунальной услуги до 14 дней в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения
Водоотведение
  • услуга должна предоставляться бесперебойно, круглосуточно в течение всего года;
  • допустимая  продолжительность перерывов составляет не более 8 часов суммарно в течении месяца;
  • единовременное отключение – не должно превышать 4 часа подряд
Электроснабжение
  • услуга должна предоставляться бесперебойно, круглосуточно в течение всего года
  • допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 2 часа – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания или 24 часа – при наличие 1 источника питания;
Газоснабжение
  • услуга должна предоставляться бесперебойно, круглосуточно в течение всего года
  • допустимая продолжительность перерыва газоснабжения составляет 4 часа суммарно в течении месяца;
  • давление передаваемого газа должно составлять в норме – от 0,0012 МПА до 0, 0003 МПА. Отклонения давления более чем на 0,005 МПА не допускается
Отопление
  • услуга должна предоставляться бесперебойно, круглосуточно в течение отопительного периода;
  • допустимая продолжительность перерыва отопления составляет:
    1. 24 часа суммарно в течении месяца;
    2. не более 16 часов единовременно;
  • отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений не допускается

Новый сайт ГИС «Энергоэффективность» должен быть запущен в работу в 2021 году.

Действительно возникает много вопросов, учитывая, что с 28.02.2020 прекращена поддержка текущей версии ГИС «Энергоэффективность», в связи с этим ввод деклараций, а также получение данных прошлых лет недоступно.

Стоит отметить, что информационная база текущей версии ГИС «Энергоэффективность» будет сохранена, перенесена и адаптирована под будущую версию ГИС «Энергоэффективность». После запуска обновленной ГИС «Энергоэффективность», которая планируется к запуску в 2021 году, данные будут доступны для просмотра и дальнейшей работы.

Всю необходимую информацию по заполнению деклараций за 2019 год можно скачать на сайте Минэкономразвития России в разделе Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии.

Все декларации (на время отсутствия сбора в модуле ГИС «Энергоэффективность») направляются в Минэкономразвития России согласно Приказа Минэкономразвития России № 707 от 28.10.2019 (Об утверждении Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов).

Существует два варианта подачи деклараций:

Вариант 1 – в формате электронного документа:

  • декларации создаются и сохраняются в форматах PDF и Excel;
  • PDF подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • создается сопроводительное письмо;
  • весь пакет документов направляется на электронную почту Минэкономразвития России (dec@economy.gov.ru) или по системе межведомственного электронного документооборота в Минэкономразвития России.

Все декларации за 2019 год, сформированные по требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России № 707 от 28.10.2019, должны быть предоставлены в срок не позднее 30 июля 2020 года.

Минэкономразвития России в течение 30 календарных дней со дня размещения декларации субъектом декларирования в ГИС «Энергоэффективность» или со дня поступления декларации (копии декларации) в Минэкономразвития России проверяет данную декларацию (копию декларации) на:

а) соответствие поступившей декларации (копии декларации) форме декларации, утвержденной приказом №707 Минэкономразвития России;

б) соответствие требованиям Порядка приказа № 707 Минэкономразвития России к формату декларации;

в) соблюдение срока представления декларации (копии декларации), предусмотренного Порядком приказа № 707 Минэкономразвития России;

г) соблюдение требований, установленных пунктом 5 Порядка приказа № 707 Минэкономразвития России, к оформлению копии декларации (в случае представления копии декларации на бумажном носителе).

Если в течение 30 календарных дней вам не приходит ответ – декларация считается принятой.

Заполнение деклараций ГУП и МУП не требуется, т.к. данные субъекты предоставления деклараций не являются учреждениями, а являются предприятиями.

Декларации подаются для отдельно стоящих зданий, находящихся в собственности пользователя.

Декларация заполняется только для зданий, строений, сооружений, в отношении которых у организаций есть право внесения неотделимых улучшений, направленных на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

В случае размещения организации в помещениях, расположенных только в части здания, строения, сооружения, подаются декларации, в которых заносится только информация об организации, информация о самом здании и потребляемых ресурсах не предоставляется (проставляются нули и прочерки).

Организация должна прислать на электронную почту Минэкономразвития России в формате PDF и Excel один из двух следующих вариантов декларации: если организация не имеет филиалов, то заполняется декларация под названием “Декларация_без филиалов” согласно инструкции; если у организации есть филиалы, то заполняется декларация под названием “Декларация_с филиалами” согласно инструкции.

При подаче декларации в форме электронного документа в формате PDF и Excel отправкой на электронную почту Минэкономразвития России или по системе межведомственного электронного документооборота усиленную квалифицированную электронную подпись необходимо ставить на документ в формате PDF.

Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2020 г. №914 внесены изменения в Требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды, установленные Постановлением Правительства РФ № 1289 от 07.10.2019 г.;

а) по п. 2 которым перенесен срок установления ГРБС для находящихся в их ведении организаций целевого уровня снижения в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и объема потребляемой ими воды с 1 июля 2020 г. до 30 сентября 2020 г..

б) по 4 в части определении базового года, по отношению, к показателям которого в 2020 году на 3-летний период устанавливается целевой уровень снижения потребления ресурсов».

Согласно данным изменениям:

«Базовым годом по отношению, к показателям которого в 2020 году на 3-летний период устанавливается целевой уровень снижения потребления ресурсов является 2019 год.

Для каждого последующего 3-летнего периода базовым годом, по отношению к показателям которого устанавливается целевой уровень снижения потребления ресурсов, является год, предшествующий очередному 3-летнему периоду, на который устанавливается соответствующий целевой уровень снижения потребления ресурсов.”.

в) в части трактовки п. 6 которым определено, что «Целевой уровень снижения потребления ресурсов устанавливается главными распорядителями бюджетных средств в соответствии с методическими рекомендациями по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды, утвержденными Минэкономразвития РФ, в том числе на основании результатов проведенных энергетических обследований и данных деклараций о потреблении энергетических ресурсов”.

В свою очередь Методические рекомендации по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды, 15.07.2020 утверждены приказом Минэкономразвития РФ №425.

Ознакомиться с Методикой можно на сайте  Минэкономразвития РФ в разделе «События и документы» страницы Департамент конкуренции, энергоэффективности и экологии, а также в разделе «Новости» на сайте ГАУ «Центр развития ЖКХ и повышения энергоэффективности»— уполномоченной организации в сфере энергосбережения в Республике Саха (Якутия).