Что мешает эффективной реализации мусорной реформы, какие проблемы существуют на местах, – обсудили в ходе очередного открытого разговора с главами муниципальных образований. Данная площадка создана Центром ЖКХ для выявления и обсуждения проблемных моментов в сфере ЖКХ и выработке совместных конструктивных решений. На площадке каждый участник может озвучить свое мнение и внести свое предложение.
Мусорная реформа стартовала в России в январе 2019 года и предполагает раздельный сбор отходов, жёсткие санкции за ненадлежащую утилизацию, введение запрета на захоронение отходов, пригодных к вторичной переработке. За вывоз мусора в субъектах РФ отвечают региональные операторы.
Законодательство и нормативно-правовая база в настоящее время пока несовершенно и во многом не учитывает особенности местного значения, что наиболее ярко выражается в небольших населенных пунктах. А правовая конструкция института региональных операторов ТКО по определению преследует в первую очередь коммерческие цели. Даже если это очень хорошие люди, требования везде и ко всем одинаковы. Такой подход выливается в то, что региональный оператор не имея конкурентов в зоне своей деятельности, не мотивирован на улучшение работы, ограничиваясь только сбором денег, при этом размывается его ответственность убирать саму мусорную площадку и ее окрестности, к тому же в отдельных районах отсутствует их взаимодействие с администрациями, – отметили главы. Было внесено предложение провести встречи с участием представителей региональных операторов, глав администраций и Центра ЖКХ в целях выработки эффективной схемы взаимодействия и организации работы, так как население не должно страдать от рассогласованности действий исполнителей.
Также было внесено предложение о поэтапном внедрении действий по обращению с отходами: в первую очередь организовать работу в районных центрах, на втором этапе охватить поселения и третьим этапом труднодоступные и малонаселенные наслега. В переходный период главы предлагают сохранить в поселениях ранее действовавшую схему вывоза мусора своими силами, с внедрением мешкового сбора.
Органы местного самоуправления согласно новому закону обязаны создавать и содержать контейнерные площадки, вести реестр и определять схему размещения мусорных баков. Исполнить все требования законодательства одномоментно практически невозможно, – отмечают главы, так как все зависит от финансирования. В настоящее время мы все получили предписания контрольно-надзорных органов, но при всем желании не сможем их исполнить своевременно, – подчеркивают они. С учетом указанных моментов необходимо внести изменения в действующее законодательство предлагают участники открытого разговора.
Проведение подобных обсуждений позволяет услышать друг друга, узнать из первых уст проблемы местного уровня, препятствующие эффективной реализации реформы и обозначить дальнейшие действия для выстраивания согласованной и организованной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории республики.